Страницы

Friday, March 7, 2014

К размышлению о коммуникации, истинах и Истине

Коммуникация – часть нашей социальной жизни как обмен информационными сообщениями в самых разных формах. Мы коммуницируем друг с другом прямо или косвенно, публично или индивидуально, вербально (словами письменно или устно) или невербально (действиями или мимикой, выражая эмоциями свое отношение). Основная цель коммуникации – сознательно повлиять на мировоззрение или ценности другого, побудить его изменить свои взгляды или действия, или наоборот, утвердить другого в его взглядах или действиях. Коммуникация есть часть общения между личностями. Но общение (больше относящееся к сфере EQ) еще не есть коммуникация. Для коммуникации эмоции важны, но они – вторичны, первично же IQ, рациональная составляющая. Без коммуникации и общения с Богом и друг с другом мы не можем знать кто мы есть на самом деле. Чтобы познать себя, нужна коммуникация и общение с Другим и другим.

Майдан, Олимпиада и Крым показали нам, что среди нас, христиан, есть проблема коммуникации. И проблема достаточно глубокая. И она кроется в наших предпосылках к тому, _что_ мы коммуницируем, какие истины. Мы предполагаем определенные истины, коммуницируем идеи и предполагаем, что человек имеет те же предпосылки что и мы. Но часто в результате первых утверждениий в процессе коммуникации на выходе мы получаем конфликт идей, конфликт истин, конфликт предпосылок.

Мы сознательно или бессознательно утверждаем в своей коммуникации, а также в жизни и проповеди, следующие истины: религиозную (т.е. духовную), моральную, культурную, политическую, философскую и личностную. В том, _что_ для нас есть приоритет, _что_ для нас есть идеал, _кто_ для нас есть пример, за _чем_ и за _кем_ мы следуем в принятии и реализации истин.

Духовная (религиозная) и моральная истина – абсолютны, они неизменны, потому что их источником для нас, верующих детей Божьих, есть Сам Бог через Свое Слово – Библию, и посредством Духа Святого через нашу совесть, воспитываемую в Духе Божьего откровения. Библия есть откровение Божье, вторжение в нашу реальность. Она не есть феномен культуры в качестве “священных писаний” как выражение чаяний народа или цивилизации. Она есть откровение, потому что иначе своим рацио мы бы не смогли постигнуть те духовные и моральные истины, которые Бог нам открыл в Древнем и Новом Завете о Себе и нашем предназначении. Поэтому Божьи духовные и моральные истины – абсолютны и неизменны, потому что абсолютен и неизменен Сам Бог в Своей сущности и в Своем действии и ныне, и присно, и вовеки.

Культурные, политические, философские и личностные истины не есть абсолютные ввиду множественности культур, политических идеологий, философских взглядов и личностных вкусов и преференций. Эти истины есть вторичные и должны подчиняться, прежде всего, духовным и моральным истинам. Культура каннибализма бездуховна и безнравственна. Политическая идеология расизма бездуховна и аморальна. Личностные вкусы и преференции без подчинения духовным и моральным истинам есть вопиющий деструктивный эгоизм. Философские истины без подчинения духовным и моральным истинам, которые открыты нам в откровении Свыше ведут к “смерти Бога” и “смерти богослова”.

Культурные, политические, философские и личностные истины – конструируемые. И как раз Майдан, Олимпиада, Крым, Донбасс открывают нам, на каких теоретических и богословских основах мы конструируем эти истины; открывают нам через коммуникацию друг с другом. Что мы коммуницируем? Что хотим изменить? В чем хотим утвердиться? Духовные и моральные истины, которые мы находим в Слове Божьем, – не конструируемые. Они есть Божий духовный и моральный абсолют, на который мы можем ответить, либо приняв его верою, либо отвергнув его, либо считая его вторичными как результат и феномен культуры.

И украинский, и российский народ, а также христиане в Украине и России считают себя христианскими народами и, соответственно, Христовой Церковью. Что предполагает (в качестве предпосылки), что мы разделяем одни и те же духовные и моральные абсолютные библейские истины. Но оказывается, что Майдан, Олимпиада, Крым и Донбасс раскрывают нам (а через них Сам Бог показывает нам), насколько культурные, политические, философские и личностные истины в нашем (так называемом?) христианском мировоззрении и ценностях доминируют над духовными и моральными истинами и ценностями, раскрытыми, к примеру, в Десяти Заповедях, в Нагорной Проповеди.

У нас есть Слово, у нас есть откровение Божье как вторжение в нашу реальность, в нас, детях Божьих, живет Дух Святой. Так давайте сегодня позволим Слову и Духу направить наши культурные, политические, философские и личностные истины в подчинение Его абсолютным духовным и моральным истинам, а более всего к Самому Истине (это не ошибка в согласовании падежей), именно к Самому Истине. Сегодня вместе с Пилатом мы задаемся вопросом: “Что есть Истина?” Но не Пилату отвечать на этот вопрос, и не ответ Пилата для нас, детей Божьих, есть истина, как и не Ирода. И не Пилат, и не Ирод есть Источник вечной Истины. Истина есть Воплощенная Личность, прежде всего, и только Его моральные и духовные истины абсолютны и неизменны, несмотря на шаткость и изменчивость культурных, политических, философских и личностных истин.

Что или кого мы сегодня коммуницируем? Какие и чьи истины, прежде всего? Позволю ли я сегодня Самому Истине вторгнуться в мою реальность и подчинить ее Себе? Ответ за каждым из нас вначале Богу, а затем друг другу. Давайте в нашей коммуникации и общении исходить, прежде всего, из Божьих абсолютных истин, которые вечны и неизменны, как и Сам Бог. Молимся. Солим. Светим…